Рынок Khlong Thom (Клонг Тхом)

На рынке, улице и кхлонге: покупать и торговаться

Как правильно торговаться в Таиланде

«Каждый дом — это базар, здесь предлагают на продажу всевозможные вещи, произведенные в Индии, Китае, на Малайском полуострове и даже в Ливерпуле».
Ф.А. Нил, 1852

Вплоть до середины XIX века таиландская жизнь в основном протекала вдоль рек и кхлонгов (каналов). Большинство людей жило в лодках или поставленных прямо на воде деревянных домах на сваях. Даже в Бангкоке мостить улицы начали лишь в 1864 году, первой стала улица (тханон) Тяронкрунг («улица в богатом городе»). А раньше город пересекали только труднопроходимые тропы, во время муссона и тропических ливней превращавшиеся в настоящие болота. А тайцы, как завзятые лягушки, передвигались по воде не хуже, чем по суше, а то и лучше. Дети, едва научившись держаться на ногах и ходить, уже учились обращаться с лодками и веслами. А повзрослев, они с непостижимой ловкостью преодолевали любые водные пространства, чем вызывали неизменное уважение западных путешественников.

Неудивительно, что и рыночные будни проходили прежде всего на воде. Женщины плыли по кхлонгам на своих деревянных лодках (сампанах), выкриками зазывали покупателей и останавливались там, где кто-то им давал знак или где их ждали постоянные клиенты. Часто они брали с собой маленьких дочерей, которые таким образом практически с пеленок обучались торговому делу. Торговля на воде была совершенно естественным делом, о чем говорит таиландская поговорка: «Греби и продай на рынке, пока не увял стебель лотоса», означающая: «не мешкай, действуй».

Сегодня лишь немногие продавщицы «подгребают» к рынку, большинство все же приезжает на автобусе. Знаменитых плавучих рынков (талат нам — «водный рынок»), а также торговок, приплывающих на лодках и предлагающих свой разнообразный товар прямо с них, осталось немного. Самый знаменитый плавучий рынок находится в Дамнэнсадуаке, примерно в 100 километрах к юго-западу от Бангкока. Название Дамнэнсадуак, кстати, в переводе означает что-то вроде «удобные пути сообщения», доказательство того, что преимущество отдавали передвижению именно по воде. По трудным сельским дорогам торговки никогда бы не попали на рынок вовремя, а их «стебель лотоса» сто раз успел бы «увять».

Сегодняшний турист вряд ли будет делать покупки на плавучих рынках. Скорее уж на улице, на уличном рынке, в «нормальном» магазине или в суперсовременных универмагах,-которых в Бангкоке множество. Бангкок кажется одним гигантским рынком, огромным магазином, где есть все, что душе угодно. Уже довольно долго город носит несколько ироничное название «азиатского лотка с самым дешевым уцененным товаром», или, если перевести несколько жестче, «самой дешевой азиатской лавки неликвидов». Списанные товары, конечно, тоже есть, но все же большинство производимых в Таиланде вещей достаточно высокого качества. Из-за обвала таиландского бата в 1997 году в последующие годы цены здесь были дешевле, чем где бы то ни было.



Любая покупка сопровождается почти неизбежным ритуалом — торговлей о цене. На уличных лотках, рынках и в магазинах (в меньшей степени) цены гибкие, и, торгуясь, можно немало сэкономить. Однако в огромных универмагах, этих храмах торговли, ритуал торговли все же пал жертвой духа времени. Здесь цены твердые. Путешественники, впервые столкнувшись с необходимостью торговаться, как правило, теряются. Иной даже воспримет первоначальную непомерную цену как «попытку надуть». Но не стоит видеть в этом одну лишь жадность. Торговля — это акт общения, она может даже доставить удовольствие, если не смотреть на вещи слишком сурово. Европейцы часто впадают в противоположную крайность, считая умение настоять на своей цене чуть ли не вопросом жизни и смерти. Когда вы торгуетесь, как и во всем прочем, следует сохранять «прохладное сердце» (тяй йен) и изрядную долю юмора. Если названная торговцем цена очевидно завышена, следует поставить его на место добродушным смехом, а не проклятиями и размахиванием кулаков. В Таиланде ничто не твердо, все имеет открытый финал, и цены в том числе.

Так что торговлю следует воспринимать скорее как общественную игру, в худшем случае — как неизбежный ритуал. Ведь торговля «изначальнее», чем система твердых цен, это пережиток тех времен, когда свинью меняли на тачку дынь, а курицу — на низку сушеной рыбы. При таком натуральном обмене, существовавшем во всех культурах до появления денег, цена логичным образом оставалась открытой. «Цену» предлагали в разнообразной «валюте» — в свиньях, курах, бананах, корневищах имбиря, листьях бетеля, мерах риса, в чем угодно. И сегодняшнее азиатское пристрастие к торговле -пережиток именно той эпохи.

Назначая исходную цену, торговец учитывает множество факторов. Во-первых, играет роль его беззастенчивость, позволяющая запросить чересчур дорого. Но она сдерживается конкуренцией, так как, поставив слишком высокую цену, торговец достигнет лишь того, что потенциальный покупатель, не торгуясь, пройдет к следующему лотку. Во-вторых, это актуальный уровень цен, который (в первую очередь на продукты питания) меняется каждый день и, разумеется, оценка возможностей покупателя. Если торговец решит, что покупатель «дурак» или «неопытный», цена тут же взлетит.

К этой категории, к сожалению, будет отнесено большинство туристов. Если вы на отлично школьном английском, указывая на товар, спрашиваете, что это, собственно, такое и сколько оно стоит, вам суждено услышать астрономическую цифру. Тут, разумеется, ничего не поделаешь, так как каждый когда-нибудь впервые оказывается в чужой стране. Чтобы с вами обращались не как с жертвенным козленком, нужно держаться как можно более уверенно, словно бы говоря: «Смотри, я здесь уже ориентируюсь, назови-ка разумную цену». Для этого, конечно, нужно обладать известными актерскими данными, особенно если вы только вчера ступили на здешнюю землю. Но попытаться стоит.

Сами тайцы, что удивляет многих, торгуются далеко не всегда. На то есть две причины. Во-первых, своим торговцы называют реальную цену, которая им и без того известна. Ведь из своих больше не вытянешь. Во-вторых, тайцы не хотят «терять лицо». Тот, кто слишком рьяно торгуется, производит впечатление человека, стесненного в средствах, а ни один таец не захочет показаться неплатежеспособным. Многие тайцы переплачивают, не моргнув глазом, хотя отдают себе в этом отчет. Таец спокойно воспринимает финансовые потери.

Неудивительно, что бесконечно торгующиеся европейцы вызывают не столько восхищение, сколько презрение, как «скупердяи».

На какой процент иностранцу стоит попытаться снизить предложенную цену, к сожалению, сказать нельзя. Ход мыслей торговца предсказать трудно. Есть мягкие натуры, тут же спускающие цены, а есть и своего рода коммерческие дракулы. Между этими крайностями есть масса переходных типов. При мелких покупках иностранцу потребуется немалая тренировка, прежде чем он начнет чувствовать реальную цену. При крупных покупках следует осмотреться и не выкладывать сразу же, сколько попросят. Все в принципе так же, как дома.

Наконец, во время торговли нельзя забывать, что и у торговца есть «лицо», которое он не хочет «терять». Если он один раз отклонил заниженную цену покупателя, не нужно настаивать. Даже если эта цена торговцу выгодна, однажды сказав «нет», он вряд ли передумает. Этого не позволит ему чувство собственного достоинства. В Таиланде никогда не случится того, что можно наблюдать в других азиатских странах, — если стороны, так и не условившись о цене, расходятся, торговец тут же окликает покупателя и соглашается на его предложение. Это возможно в таких странах, как Индия или Непал. Но не в Таиланде, здесь торговцы слишком горды, даже если прибыль уплывает у них из рук.

Перед походом на рынок еще немного языкознания. Вопрос «Возможно ли подешевле?» по-тайски звучит «Лот ной дай майЬ» Часто торговцы сами говорят, назначая цену: «50 батов — лот дай», то есть «50 батов, но можно и дешевле». Это, разумеется, перспективное начало, оно позволяет надеяться приобрести товар на 10-20 батов дешевле. Таким образом, 50 батов — это отправная точка, торговец не хочет уступать без торговли и ждет хотя бы небольшой коммерческой разминки. Этого требует его «лицо».

Автор: Райнер Крак — Эти поразительные таиландцы



Читайте так же:


Отели Таиланда — лучшие предложения!

Booking.com

Скидки на экскурсии, туры, трансферы и билеты в Таиланде на сайте klook.com, автобусы, поезда и паромы по Таиланду на сайте 12go.com, денежные переводы из России в Таиланд на сайте vipchanger.com

Оставьте комментарий