Начеку — жулики, мошенники и их сообщники
«Тот, виновность которого сочтут доказанной, наказывается следующим образом. Его ставят перед слоном, который захватывает его хоботом, один или несколько раз подбрасывает в воздух, а затем топчет ногами. После этого он стоит на несчастном на коленях до тех пор, пока тот не лопнет. Или преступнику отрубают голову, или разрубают на куски — все зависит от того, какое он совершил преступление».
Многие авторы путевых заметок утверждают, что «в старые добрые времена» Таиланд был мирной страной, где почти не знали преступлений. Ф.А. Нил писал, что в XIX веке в Бангкоке, «самом криминальном» месте, годами не регистрировалось ни одного убийства. В конце того же века Эрнест Янг постоянно удивлялся тому, насколько спокойны тайцы при больших скоплениях народа, например в дни массовых празднеств. На его английской родине, признавал он, в таких толпах не обошлось бы без стычек.
Эти наблюдения, однако, весьма субъективны. Статистика дает менее благополучный образ «старых добрых времен». Так, в 2499 году по таиландскому летосчислению (1923-1924), по официальным данным, при населении в 9,2 миллиона человек было совершено 42 800 правонарушений. Другими словами, каждый 214-й человек стал жертвой преступления. В Бангкоке шанс оказаться потерпевшим был в 60 раз выше, чем в любом другом городе. В сельской местности пострадал каждый 300-400-й житель.
Изучение сегодняшней статистики позволяет сделать вывод, что авторы путевых заметок прошлых времен ошибались. «Старые добрые времена» были более криминальными, чем нынешние. По данным Национального департамента статистики, в 1985 году в стране было совершено 173 717 преступлений при населении примерно в 54 миллиона человек. Это означает, что жертвой преступлений стал лишь каждый 310-й житель. Так что, с точки зрения статистики, уровень преступности понизился. В Бангкоке в том же году было совершено 1 преступление на 75 жителей, т. е. тоже меньше, чем раньше. Даже при обоснованных сомнениях в беспристрастности статистики, базирующейся на более или менее полной регистрации преступлений, эти цифры по крайней мере показывают, что представители преступного мира не бездействовали и раньше. «Старые добрые времена» существуют только в нашем воображении.
Хотя путешественники прежних времен и считали Таиланд относительно свободным от преступности, они все же оставили выразительные описания того, какое жалкое существование влачили многочисленные арестанты. Закованных в цепи, их содержали в смрадных грязных тюрьмах, пытали. Нередко арестовывали первого попавшегося гражданина, имевшего несчастье оказаться на месте преступления, и сажали за решетку до конца жизни. Или к ответственности привлекали близкого родственника преступника, который за него отбывал наказание. До вынесения приговора обвиняемый нередко подвергался пыткам. При этом многие сознавались в преступлениях, которых не совершали.
Серьезные преступления карались смертной казнью, и печально знаменитым местом казней стал ват Сакет в Бангкоке. Здесь собирались огромные толпы, чтобы поглазеть на зрелище; над головами кружили десятки грифов. Если смертнику отрубали голову, то тело его разрубали на куски и бросали этим любителям падали. Отрубленную голову для острастки насаживали на кол и выставляли на всеобщее обозрение. Безнадежных должников запихивали в клетку, похожую на птичью, и подвешивали над рекой или кхлонгом. Страдая от беспощадного солнца и завися от сострадательных сограждан, иногда приносивших еду и питье, многие сходили с ума.
Так что преступлений в Таиланде всегда хватало, как и сегодня, с этим спорить бесполезно. Далее я буду говорить только о преступниках, с которыми может столкнуться турист.
Кидалы. Вблизи достопримечательностей свои дела вершат жулики определенного типа, пользующиеся наивностью туристов! Они приветливо обращаются к ним с вопросом: «Привет, ты откуда приехал?» и втягивают в «дружеский» разговор. При этом, как правило, выясняется, что инициатор знакомства «случайно через месяц» едет на родину туриста. Это вызывает доверие. Чтобы закрепить успех, жулик задает всевозможные вопросы в связи со своей предполагаемой поездкой. Завязывается оживленная беседа, и у туриста возникает чувство, что он встретил очень симпатичного местного.
Далее жулик приглашает туриста в ресторан, где можно посмотреть классические тайские танцы. Мошенники знают, что это хорошая приманка для туристов. В ресторане жулик продолжает внушать туристу впечатление «сердечной доброжелательности». Новые друзья много едят, пьют, шутят. Потом, когда официант начинает убирать посуду, тайский «друг», вероятно, отлучится в туалет — и растворится. Официант начинает грозно требовать оплаты счета, который ко всему прочему значительно завышен. Жулик, разумеется, «сотрудничает» с рестораном, прибыль они делят. Турист, всего несколько дней назад приехавший в страну, обычно чувствует себя слишком неуверенно, чтобы поставить все на свои места, и платит «за урок».
Шулеры. Примерно так же знакомятся с туристами и шулеры. После приятного разговора местный «друг» приглашает туриста к себе домой, куда приходят еще несколько друзей. Скоро начинается какая-нибудь азартная игра. Принять в ней участие вынуждают и нового гостя. Если он отказывается, то ему, исключительно ради дружбы между народами, предлагают необходимые деньги. Поначалу он, конечно, будет выигрывать, это давно известно. Затем фортуна изменяет ему. Он проигрывает все больше и больше, а остальные игроки заставляют его играть дальше. Если ему придет в голову пригрозить полицией, ему дадут понять, что он сам нарушил закон, так как азартные игры в Таиланде строго запрещены. Часто такой трюк заканчивается тем, что турист проигрывает больше денег, чем у него есть в наличии. Бывали случаи, когда безнадежно запутавшиеся туристы просили своих родственников выслать им деньги из дома, чтобы вырваться из лап гангстеров.
Кстати, многие работающие подобным образом шулеры — филиппинцы или малайцы, которые сначала сами выдают себя за туристов. Нередко среди них попадаются женщины, которым легче заарканить туристов мужского пола.
Опаиватели. Сначала все по той же схеме — с человеком заговаривает любезный незнакомец и приглашает его в гости. Полным-полно еды и напитков, все в лучшем виде, ничем не омраченное гостеприимство, которым славятся только страны «третьего мира». А дальше отказывает память. В напитки подмешивают сильное снотворное, после чего человек теряет сознание, иногда на несколько дней. Чаще всего используют средство под названием «Upjoin 27», это продолговатые таблетки, чуть крупнее рисовых зерен. Трех таблеток хватает для долгого глубокого сна, после приема 10 штук наступает кома на несколько дней, если не хуже.
Когда человек приходит в себя, у него гудит голова, других симптомов нет. Жертвы таких преступлений, как правило, обнаруживают, что находятся далеко от места происшествия и что у них пропали все ценные вещи. Таким бизнесом часто балуются и проститутки. Случаев, когда сомнительные дамы подобным образом обирали своих клиентов, так много, что полиция лишь с усталой улыбкой выдает им протокол. Часто подобные происшествия случаются в туристических автобусах, где иностранных туристов отправляют в объятия Морфея с помощью отравленных печений, кока-колы и пр.
Жертвами опаивателей становятся и сами таиландцы. Они десятками толпятся на Северном автовокзале в Бангкоке, поджидая таиландцев, возвращающихся из аэропорта Донмыанг после окончания контракта в Центральной Азии и ждущих автобуса домой в провинцию. С ними заговаривают и приглашают в место, о котором таец после долгого пребывания за рубежом мечтает — в публичный дом. Там посетитель выпивает пива («до» или «после», это неважно) и засыпает глубоким сном. Проснувшись, он обнаруживает, что все его заработки, привезенные из-за границы, исчезли.
Значительно более жестоки случаи, когда жертвой опаивателей становятся молодые девушки, прибывшие на Северный автовокзал. Девушку усыпляют подобным образом, переносят в публичный дом, где ее насилует группа мужчин. После этого ее «продают» в этот же публичный дом, где она живет на положении рабыни, почти не имея возможности вырваться на свободу. В 1998 году одна девушка сумела-таки освободиться. Средь бела дня ее схватили на автобусной остановке в Чиенгмае, запихнули в грузовик и усыпили. Грузовик уже направлялся в публичный дом в Чонбури.
Вымогатели. Таких случаев было много в 1970-1980-е годы, сегодня о них почти никто не знает. Путешественники, поселившиеся в маленькой гостинице, становились жертвой хорошо подготовленной акции вымогательства. В их номере владелец гостиницы прятал героин или другие наркотики. В тот же вечер появлялась полиция и обнаруживала припрятанное. Путешественники уверяли, что они тут ни при чем, но как это доказать? В конце концов, «сострадательный» полицейский предлагал сделку — свободу в обмен на деньги. Требования полицейских, работавших на пару с владельцами гостиниц, нередко достигали 50 000 долларов.
В Пхукете в 1980-х годах стал известен случай, когда работница гостиницы видела, как знакомый ей полицейский спрятал героин в номере туриста. Вскоре последний был арестован за «хранение наркотиков». Работница рассказала об этом коллегам, но все дружно советовали ей ничего не предпринимать, чтобы не раздражать начальство. Вопреки советам женщина заявила на полицейского, опознала его на суде, и турист был выпущен на свободу. Далее народная легенда уверяет, что чудом спасшийся турист в знак благодарности взял мужественную женщину на свою родину (Австралию) и обеспечил ей хорошо оплачиваемую работу.
Автор: Райнер Крак — Эти поразительные таиландцы