Исторический парк Сукхотай

Исторический парк Сукхотай

В пору своего расцвета Старый город мог похвастаться более чем 40 храмами и занимал территории примерно в 70 квадратных километров между рекой Йом и цепью невысоких холмов на западе. В сердце поселения стоял королевский замок, окружённый стеной и защищённый несколькими рвами и валами.

Исторический парк Сукхотай

Исторический парк Сукхотай или Муанг Као Сукхотай (Muang Као Sukhothai) (ежедневно с 6.00 до 18.00) занимает всю эту территорию и делится на пять зон. Все важные храмы, так же как музей Рамкхамхенг (Ramkhamhaeng Museum), находятся в центральной зоне; развалины за крепостной стеной раскинулись на большой территории и делятся на северную, восточную, южную и западную зоны.

Исторический парк Сукхотай

Кроме того, продаются единые билеты (150 батов), которые действительны в течение месяца и позволят посещать все пять зон, а также музей и развалины Си Сатчаналай (Si Satchanalai). При содействии Юнеско тайский государственный департамент художественных искусств отреставрировал наиболее значительные развалины, что помогло раскрыть чудесные эстетические замыслы древних архитекторов, особенно их мудрое решение использовать воду, чтобы оживить и отразить сплошные монохромные контуры каменных храмов.

Исторический парк Сукхотай

Существуют официальные ворота для входа в центральную зону, но вы сможете купить билет и в других зонах в первом же попавшемся храме. Вход в центральную зону (за исключением музея, у которого собственная входная плата) стоит 40 батов плюс дополнительно 10 батов – за велосипед, 20 батов – за мотоцикл, 30 батов – за самлор и 50 батов – за машину. Посещение других зон стоит 30 батов за каждую, включая транспорт.

Исторический парк Сукхотай

Тем не менее, теперь в центральной зоне есть нечто похожее на чересчур шикарно оборудованный тематический парк, и хотя некоторые критики видят здесь чрезмерно вольную интерпретацию дизайна XIII века, это даёт возможность представить, какой была древняя столица, так что вам стоит заглянуть сюда. Примечательно полное отсутствие домов и дворов, которые должны были занимать пустые места между ватами. Как и их кхмерские предшественники, народ Сукхотайя делал свои мирские здания из дерева, так как верил, что только священные постройки заслуживают быть сделанными из такого долговечного и дорого материала, как камень.

Исторический парк Сукхотай

Исторический парк Сукхотай – Центральная зона

Центральная зона занимает 3 квадратных километра, поэтому рекомендуется взять велосипед, но можно обойтись и без него. Только у четырёх из одиннадцати развалин стоит задержаться и в особенности нельзя пропустить Ват Махатхат. С внешней стороны от входа в центральную зону расположен Национальный музей Рамкхамхенг (ежедневно с 9.00 до 16.00; 30 батов), где хранится коллекция найденных здесь же, но удивительно неинтересных артефактов. Однако, если вы ещё не видели знаменитую стелу Рамкамхенга в Бангкоке, возможно, вы захотите взглянуть на её копию здесь.

Современная статуя этого великого человека сидит сразу справа от входа внутри зоны. Отлитый из бронзы, он держит в правой руке книгу из пальмовых листьев – указание на его роль в основании современного тайского алфавита. Около него расположен большой бронзовый колокол – точная копия колокола, имеющего отношение к знаменитой стеле, которая повествует, как король повелел воздвигнуть колокол перед своим дворцом, чтобы любой недовольный чем-либо житель мог прийти и ударить в него, после чего сразу же выйдет король и сам разберётся с проблемой.

Исторический парк Сукхотай

Пройдя в ворота, поверните налево и увидите самую главную достопримечательность Сукхотайя, огромный комплекс Вата Махатхат (Wat Mahathat). Он дополнен остатками множества монументов и окружён рвом, словно город в городе. Этот ват был духовным центром города, королевским храмом и символом его власти. Последующие регенты, стремясь оставить свой след, восстановили и расширили комплекс. В результате к тому времени, когда ват был покинут в XVI веке, он насчитывал 10 вихарнов, 1 бот, 8 мондопов и почти 200 маленьких чеди.

Глядя на ват, трудно отличить главные структуры от второстепенных руин. В наши дни бросаются в глаза по-солдатски ровные ряды колонн, которые раньше поддерживали деревянную крышу. Эти ряды направляют взгляд к статуям Будды, сидящим в дальнем западном конце. Единственное, что вы не сможете осмотреть, – это комплекс главной чеди, где хранятся мощи Будды. Величественная, хотя и слегка разрушенная, чеди возвышается в сердце вата, построенная строго с востока на запад практически на одной линии с двумя вихарнами.

Исторический парк Сукхотай

Центральная структура вата – это чеди «бутон лотоса» (названная так из-за фиала в форме луковицы, украшающего верх башни). Она относится к периоду позднего Сукхотайя. Бутон лотоса – это укоренившийся религиозный символ: и хотя сукхотайские архитекторы были первыми, кто привнёс его в строительство, с тех самых пор этот символ стал считаться признаком эры. Бутон лотоса веками олицетворял чистоту помыслов Будды, который боролся с вязкой трясиной, в конце концов, покрывшейся цветами.

Чеди стоит в окружении восьми меньших башенок, на квадратной платформе, украшенной целой процессией идущих будда подобных монахов. Это ещё одна художественная новация сукхотайской школы, здесь выполненная в виде лепнины. По бокам от чеди располагаются два квадратных мондопа, выстроенные для хранения колоссальных размеров статуй Будды, которые находятся внутри и по сей день. Поросший травой участок земли через дорогу от Вата Махатхата – всё, что осталось от Королевского дворца, стоявшего здесь когда-то.


Моя поездка в Исторический парк Сукхотай


В паре сот метров на юго-запад находится Ват Шри Савай (Wat Sri Sawai) с тройными прангами в форме кукурузного початка, которые интересно сопоставить с архитектурной точки зрения с Ватом Махатхат. Точно так же как бутон лотоса отражает сукхотайские веяния, пранг выражает кхмерские идеалы, – вероятно, Ват Шри Савай задумывался как индуистский храм, за несколько веков до того, как здесь утвердилось Королевство Сукхотай. На лепнине пранга, пострадавшей от непогоды, изображены фигуры, как из индуистской, так и буддийской мифологии. Это позволяет предположить, что позднее храм использовался буддистами.

На квадратной платформе внутри центрального пранга установлен кхмерский лингам (фаллос) Шивы, в то время как снаружи вихарна видны буддийские добавления. Чуть западнее Вата Махатхат вы увидите исключительно красивую чеди с бутоном лотоса, принадлежащую Вату Трапанг Нгоен (Wat Trapang Ngoen), который элегантно возвышается на фоне виднеющихся вдали холмов. Ват ориентирован по символической оси восток-запад. С одной стороны находится чеди, а с другой, на востоке, на острове в середине «серебряного пруда», в честь которого и назван ват, видны развалины бота.

Стоит зайти на перекинутую через пруд планку и полюбоваться на постройку с воды. К северу от чеди обратите внимание на плавные линии силуэта идущего Будды, водружённого на кирпичную стену, – это классический образец тайской скульптуры. Чуть дальше вдоль воды находится Ват Сра Шри (Wat Sra Sri), который занимает позицию на двух соединяющихся островах к северу от Вата Трапанг Нгоен. Колоколообразная чеди с длинным тонким шпилем и квадратным фундаментом отражает сильное влияние шриланкийских тенденций, а отдельно стоящая чёрная модель шагающего Будды – типична для Сукхотайя.


Исторический парк Сукхотай – окрестности

Во внешних зонах обстановка более демократична. Стада коров бесстрастно ходят через руины, а семьи фермеров строят между ними свои дома и выращивают рис на любом пригодном участке земли. Для передвижения по этим зонам вам понадобится велосипед или машина, но ко всем достопримечательностям ведут чёткие указатели, расположенные у крепостных стен. Самая близкая и самая интересная – северная зона, за ней идёт восточная, расположенная у самой дороги на Новый Сукхотай. Если вы чувствуете в себе достаточно энергии, отправляйтесь в западную зону, которая требует более долгого путешествия на велосипеде и немного скалолазания. Южные развалины не стоят ваших усилий.


Продолжайте идти на север от Вата Сра Шри, пересеките город и выйдите из крепостных стен в северную зону. Далее идите по указателям к информационному центру (ежедневно с 6.00 до 18.00; бесплатно) в 500 метрах впереди, где объёмная модель Старого Сукхотайя иллюстрирует эстетические предпочтения архитекторов, создававших город. Через дорогу от информационного центра находится Ват Пхра Пхай Луанг (Wat Phra Phai Luang), одна из наиболее древних построек города. Три пранга (только один из которых сохранился неповреждённым) были построены кхмерами ещё до того, как тайцы основали здесь своё королевство.


Здесь, как и на Вате Шри Савай, вы можете разглядеть некоторые лепные работы, изображающие как индуистских, так и буддийских героев. Предполагается, что Ват Пхра Пхай Луанг стоял в центре древнего кхмерского города и был для кхмеров так же важен, как впоследствии Ват Махатхат для тайцев. Когда святыню превратили в буддийский храм, с восточной стороны от прангов были построены чеди и вихарн. На фундаменте чеди всё ещё можно разглядеть опоясывающие его рельефные изображения сидящего Будды (теперь безрукие и безголовые).

Среди развалин ещё различимы фрагменты большой статуи лежащего Будды и мондопа, где находятся четыре огромных статуи стоящего Будды в разных позах. Примерно в 500 метрах к западу от Вата Пхра Пхай Луанг стоит Ват Шри Чум (Wat Sri Chum), гордостью которого является самая большая из сохранившихся сукхотайская статуя Будды. Огромный сидящий Будда из кирпича и извести, возвышающийся из щели своего мондопа, имеет ширину от колена до колена больше 11 метров и достигает почти 15 метров в высоту.

Обратите внимание на элегантные конические пальцы, дополненные полированными ногтями из золотой фольги и несовременные перчатки. Коридор, к сожалению, редко открытый, ведёт внутрь мондопа и позволяет подняться с земли до уровня глаз Будды слева, а затем идёт на крышу, давая возможность осмотреть статую с высоты птичьего полёта. Есть легенда, что этот Будда иногда говорил с избранными верующими: лестница позволяет ловкачам забраться и вещать, никем не видимыми. Рассказывают, что один из сукхотайских королей привёл сюда свои войска, чтобы вдохновить их на победу ободряющими словами Будды.


Исторический парк Сукхотай – восточная зона

В восточной зоне есть только один интересный храм. Это расположенный в 1,5 километрах от главного входа, приканальный Ват Чанг Лом (Wat Chang Lom). Он стоит около велосипедной дорожки, ведущей в Новый Сукхотай, а также недалеко от автомобильной дороги в Новый город, позади отеля Thai Village Hotel. Чанг Лом означает «окружённый слонами», и главная особенность этого вата – большая колоколообразная чеди в шриланкийском стиле в кольце бордюра со слонами.


Приготовьтесь к долгому пути в западную зону, расположенную на лесистых холмах рядом с главной дорогой на Так. Стоящий на западной границе Старого Сукхотайя, почти в 5 километрах от главного входа, на холме возвышается Ват Сапхан Хин (Wat Saphan Hin). От него – при наличии достаточно сильных телескопических линз – открывается фантастическая панорама на лежащий внизу Старый город, но перед невооружённым глазом предстанут лишь расплывчатые очертания деревьев и камней.

Если вы забрались так далеко, вероятно, вместе с вами наслаждаться видом будет только большая статуя Будды наверху. К вату ведёт 200-метровая дорожка из каменных плит (отсюда и название храма, которое переводится как «Каменный мост»). Она начинается от дороги, ведущей на Так. Легче всего добраться сюда на велосипеде, так как дорога абсолютно ровная. Более короткий маршрут пролегает по меньшей дороге, южнее Старого города, которая идёт по холмам к храму Слона, Вату Чанг Роб (Wat Chang Rob), за километр до Сапхан Хина, где она соединяется с другой дорогой.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Показать все комментарии