Таиландская улыбка — что бы это значило?
«…Они ничуть не гнушаются лестью. Часто тех, кому оказывают особое расположение, в душе больше всего презирают…»
Никола Жервез, 1688 г.
Улыбка — это, если хотите, своего рода «брэнд» Таиланда. Тайцы любят называть свою страну «Сиам йим», что значит «Сиам, страна улыбки». И на Западе Таиланд часто ассоциируется с улыбающимися, приветливыми лицами. Разумеется, туристический бизнес с удовольствием использует их в рекламных целях, поскольку они создают образ мягкого, гармоничного и гостеприимного общества.
И правда, в Таиланде сплошь и рядом видишь улыбающиеся лица. Улыбается продавщица в магазине, улыбается почтальон, улыбается банковский служащий, улыбаются все. Даже только что пойманный массовый убийца улыбается в фотоаппараты таиландских журналистов, и на следующий день лицо монстра улыбается со страниц всех местных газет и кажется уже не таким страшным. Только один человек улыбается очень-очень редко — король Пхумипхон Адульядет, высоко почитаемый глава государства. С фотографий он чаще всего смотрит серьезно, сосредоточенно и даже несколько озабоченно. Но это не значит, что король такой суперсерьезный человек, что не может выдавить из себя улыбку. Как мы увидим далее, король — единственный человек, не обязанный выполнять социальные обязательства, поскольку он и без того стоит выше всех и непогрешим.
Таиландская улыбка — во многом социальная условность, весьма элегантное средство пройти по жизни без конфликтов. В зависимости от ситуации и социального положения улыбка имеет разное значение и выполняет многообразные функции.
Представление о том, что все тайцы — счастливые и беззаботные люди, которые уже спросонья сияют неземной улыбкой, — классический штамп. Точно так же не все европейцы, которые носятся по своим городам с перекошенным ртом, — невротики с суицидальными наклонностями. Улыбка, как и серьезное лицо, — часто маска, за которой скрывается намного больше, чем можно предположить на первый взгляд.
Таиландская улыбка нужна прежде всего для гладкого течения жизни. В глубине души таец считает всех потенциально опасными и влиятельными людьми, которых нужно расположить к себе с помощью обезоруживающей улыбки так же, как богов и духов нужно задобрить жертвенными дарами. Улыбка настраивает собеседника на благодушный лад, и шансы, что от него может исходить опасность, тем самым несколько уменьшаются. Именно поэтому вышестоящим, влиятельным людям улыбаются гораздо чаще, чем подчиненным. Если кому-то не улыбнуться, человек может заподозрить неладное и поступить по принципу «лучшая защита — это нападение». Диапазон «защитных» мер при этом, в зависимости от ситуации и социальной принадлежности участников, чрезвычайно широк — от разрыва отношений, целенаправленных «карательных мер» (увольнения, порчи карьеры и т. д.) до грубого насилия. Действительно, лучше сжать зубы и улыбаться даже если тебе этого совсем не хочется.
Улыбаться такой улыбкой, предписанной строгой таиландской иерархией, королю, разумеется, нет нужды. Ему ни с кем не нужно завязывать хорошие отношения и тем более некого бояться. Если бы он много улыбался, это даже повредило бы ему в глазах общественного мнения. Могли бы подумать, что он заигрывает с народом, а ему это совсем ни к чему. Отечески-озабоченный взгляд в данном случае гораздо уместнее, чем улыбка.
Однако улыбка — это не только защита от возможной опасности. С помощью улыбки выражают уважение к вышестоящим, например родителям, старшим членам семьи, монахам или уважаемым учителям. Это и знак благодарности, особенно по отношению к родителям, у которых, по представлению таиландцев, дети всегда в долгу. Улыбка в этом случае — мимолетный, но важный знак признательности.
Улыбаются также для того, чтобы сгладить свою или чужую ошибку. С помощью улыбки пытаются «спасти лицо» в неловких, мучительных ситуациях, которые тайцы переживают намного тяжелее, чем другие народы. (Подробнее о «потере лица» см. в следующем разделе.) Именно так нужно воспринимать радостные лица преступников и их лучезарные улыбки в камеры. Улыбка должна смягчить преступление в глазах других, она говорит: «Ну да, набедокурил, ну, посижу пару лет, там, в принципе, не так уж и плохо, милые люди, и вообще, да и полицейские ничего, так что все нормально».
Излишне упоминать, что полицейские, сопровождающие нарушителя в машину, тоже приветливо улыбаются в камеры. Однако в их улыбке читается радость человека, хорошо сделавшего свое дело, плюс чуточку «милости» к преступнику. Все живут под девизом: «Будьте приветливы друг с другом», напрямую восходящий к буддийскому принципу мета, «сострадания» или «милости», присутствующему во многих аспектах таиландской жизни.
Кроме всего прочего, улыбка — это «красиво». Как мы уже говорили в предыдущем разделе, «красивость» людей или вещей очень важна, красота делает жизнь приятнее. Соответственно, улыбающееся лицо считается красивым, приветливым и оставляет хорошее впечатление. Неулыбчивое, а еще хуже мрачное лицо, напротив, кажется «уродливым», угрожающим и отталкивающим. Так что если вы хотите понравиться, то улыбайтесь, какие бы кошки ни скребли на душе. Распространенная фраза «Кхау йим мак» («Он/а/ много улыбается») — это комплимент.
Улыбка, ставшая социальной условностью, порождает немало психологических проблем. В конце концов, даже таец не всегда хочет улыбаться. Необходимость все время пересиливать себя нередко вызывает неврозы, а то и более серьезные психические заболевания. Оборотная сторона улыбки (и других форм социального давления) — относительно высокая для азиатских стран доля психических заболеваний. По результатам исследования 1977 года, четверть тайцев в возрасте от 25 до 30 лет страдает неврозами. По результатам другого исследования, 1976 года, половина таиландского населения, состоящего в браке, имеет психические нарушения. Среднестатистическое число подобных заболеваний в развивающихся странах, согласно данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), намного ниже — около 10%. Психологи в один голос говорили о том, что экономический кризис, разразившийся в Таиланде в 1997 году, вызвал у многих тайцев депрессию. Резко возросло количество самоубийств.
Восприняли ли таиландские психиатры это известие с улыбкой, неизвестно. Также неизвестно, что об этом думает Чатчай Чунхаван — премьер-министр Таиланда в 1988-1991 годах. Он лучше всех в Таиланде умел показать, как от проблем можно отделаться улыбкой. Выход из политических и экономических кризисов премьер-министр всегда видел в улыбке и восклицании «Нет проблем!» (по-тайски Май ми пан-ха). Жизнелюбивый Чатчай так и вошел в историю под прозвищем «Мистер-Нет-Проблем». Многие его преемники тоже «решали» проблемы с помощью улыбок. Нельзя не вспомнить хитрого и изворотливого, но совершенно некомпетентного Чавалита Йонгтяйюта, который в немалой степени несет ответственность за экономический кризис 1997 года.
Что может значить улыбка
- Если вам на улице улыбается незнакомый человек, то это, скорее всего, знак дружелюбия, возможно, в сочетании с уважением к «богатому» и много путешествующему фарангу. Стоит улыбнуться в ответ.
Но иногда с помощью улыбки вкрасться в доверие туристов пытаются разные сомнительные элементы. В большинстве случаев инстинкт подскажет вам, является ли улыбка знаком дружелюбия или за ней скрываются дурные намерения. В последнем случае лучше не улыбаться в ответ. - Улыбка в конфликтной ситуации является попыткой задобрить противника во избежание худшего. Такое «предложение мира» лучше принять. Если попытка примирения не удастся, неразвитые люди могут прибегнуть к грубому насилию, а это и в Таиланде может иметь серьезные последствия. Лучше всего улыбнуться в ответ и попытаться выйти из ситуации с наименьшими потерями.
- Собственные ошибки, промахи или оплошности часто прикрывают улыбкой, означающей в этом случае извинение. Обаянию улыбки тайцы противостоять не в силах и охотно прощают нарушителя (если речь идет о мелких проступках или ошибках). «Пострадавший» ответной улыбкой демонстрирует готовность принять извинение и забыть досадное происшествие.
- Просьба, обращенная к частным лицам или чиновникам, имеет намного больше шансов на успех, если сопровождается любезной улыбкой. Проситель с серьезной миной, скорее всего, ничего не получит. У того, к кому обращена просьба, улыбка вызывает ощущение, что его уважают и он нравится. А серьезное требование с каменным лицом отпугивает. Просьба наверняка будет отклонена. Мило улыбаться и просить приветливым и мягким голосом — вот путь к успеху.
- Внутренние проблемы также маскируют улыбкой. Тайцы не склонны открывать свой внутренний мир даже ближайшим родственникам и друзьям. Обнажение внутренних проблем делает уязвимым и облегчает возможность нападения, чем может воспользоваться какой-нибудь потенциальный «враг». Проблемы решают внутри себя, изо всех сил стараясь сделать хорошую мину (улыбку) при плохой игре. Оплакивание собственной судьбы, как это принято на Западе, свидетельствует о слабости и считается «уродливым».
- Неловкие ситуации всякого рода также могут быть прикрыты улыбкой. Имеется в виду «потеря лица», разоблачение, компрометация человека или его действий в глазах общественности, любой иной повод для неловкости. Так, преступник улыбкой просит прощения за тяжкое преступление. Прохожий улыбкой извинится за то, что не может подсказать туристу, как пройти на такую-то улицу. Улыбка в таких случаях является своего рода просьбой, чтобы собеседник не «сыпал соль на раны», не «добивал» и так расстроенного человека. Тайцы понимают все значения улыбок своих соплеменников и соответственно улыбаются в ответ, заминая ситуацию. Ведь если нарушитель почувствует себя еще более неловко, он может перейти к агрессивным действиям, иного выхода из ситуации он не знает.
- Улыбка может означать и отказ. Если на просьбу или вопрос отвечают мягкой улыбкой, не говоря ни «да», ни «нет», это означает «Извините, но это невозможно», «К сожалению, не знаю» и т. п. Тайцы избегают прямых отказов, так как они могут быть восприняты как оскорбление и спровоцировать ответную агрессивность. Улыбка становится «красивой упаковкой» отказа, как горькое лекарство покрывают слоем сахара.
- Улыбкой можно гордиться как дорогим костюмом или роскошными духами. Она «украшает» человека и обеспечивает его довольство самим собой. Этот вид улыбки — чаще всего его можно наблюдать у таиландских киноактрис и бесчисленных победительниц конкурсов красоты — даже тайцам кажется «слишком грубым». И они, улыбаясь только ради «красивости», предпочитают более сдержанную и тонкую мимику.