Женщина и мужчина: эмансипация против «мужественности»?
«Сиамские женщины, хотя и лишены всяких моральных установок, являются прекрасными домохозяйками. От восхода до заката они работают на своих мужей и детей. Готовят, стирают, убирают, выполняют всевозможные домашние обязанности. Мне редко приходилось слышать, чтобы сиамец бил жену или ругался с ней».
Ф.А. Нил, 1852 г.
Каждый посетитель Таиланда заметит, как много женщин здесь можно встретить в общественной жизни. Женщины работают продавщицами на рынках, поварами в ресторанах, дворниками. Женщины сидят в банках, частных фирмах и государственных учреждениях. Женщины вкалывают на строительстве дорог, домов и на рисовых полях. Некоторые женщины даже работают самло (рикшами), водят грузовики и автобусы. Иногда создается впечатление, что в Таиланде работают только женщины.
Это повсеместное присутствие женщин в Таиланде приводило некоторых наблюдателей к ошибочному заключению, что в Таиланде «женщин в три раза больше, чем мужчин». Особенно шокирует это приезжих из тех стран, где женщины традиционно работают дома и у плиты (например, Индия, Пакистан, арабские страны и т. д.), они часто делают неправильные выводы.
Статистика решительно опровергает вывод о численном превосходстве женщин. По официальным данным, количество мужчин в Таиланде несколько выше, в отличие от высокоразвитых стран (например, Германии), где благодаря большей продолжительности жизни больше женщин, чем мужчин.
Таиландских женщин с давних пор отличает уверенность в себе, даже если это не всегда облегчает им жизнь. Исстари рыночной торговлей занимались в основном женщины, так как мужчины ценили себя слишком высоко, чтобы делать что-либо еще, кроме как пахать землю или участвовать в войнах. Торговаться у лотка они считали ниже своего достоинства. Пустующую нишу заняли женщины, ставшие, таким образом, важным источником доходов семьи. Они же, как правило, распоряжаются семейным бюджетом. И сегодня немало семей, где женщина ежедневно выдает мужу деньги на карманные расходы, а не наоборот. Некоторые даже шутят, что столь обычная в сельской местности коррупция не что иное, как попытка мужчин добыть денег, которых им не дают жены. Или желание сравняться с ними в финансовом отношении, так как сегодня многие женщины зарабатывают лучше мужчин, особенно в Бангкоке. Несмотря на распространенное экономическое превосходство женщин, мужчины часто оттесняют их на низшие места. Например, до недавнего прошлого женщины спали на левой, «плохой», стороне супружеской постели, а пройти под вывешенным для просушки предметами женского туалета считалось для мужчины непереносимым унижением.
Не только с экономической, но и с социологической точки зрения женщина традиционно играет в Таиланде ведущую роль. Жених во время сватовства выплачивает родителям невесты значительную сумму. Даже самый бедный выложит 30 000-50 000 батов, а в высших кругах она достигает сотен тысяч батов. Эти деньги считаются компенсацией родителям за расходы по воспитанию и образованию дочери. Или, если выражаться по-таиландски, за то, что дочь долго «пила молоко матери».
Таиландские браки сегодня в большинстве случаев заключаются по любви, т. е. будущие супруги сами делают свой выбор. Лишь в редких случаях родители еще определяют выбор супруга. Но случается, что протесты родителей разбивают наметившиеся пары.
По традиции после свадьбы (а чаще до нее) новоиспеченный муж должен провести несколько дней в доме своего тестя. В этом таиландский обычай отличается от большинства азиатских традиций, согласно которым будущий муж получает приданое, а невеста после свадьбы живет в доме его родителей.
Дочери в таиландских семьях, в отличие от патриархальных стран, не ущемлены по сравнению с сыновьями. Ведь девочки, как и дети вообще, нарак, «милые», они пробуждают родительские инстинкты тайцев. В патриархальных обществах (например, в Индии, Пакистане, Бангладеше и др.) девочки намного чаще умирают в детском возрасте, чем мальчики. Это последствия очевидного предпочтения мальчиков во всем, что касается питания, гигиены, лечения. В Таиланде иначе. Так, в 1985 году из 10 533 детей, умерших во младенчестве (до 1 года), было 6019 мальчиков и всего 4514 девочек. Так что девочкам даже лучше.
Но безоблачными взаимоотношения полов назвать все же нельзя. Всю жизнь таиландская женщина должна бороться против неприкрытой «мужественности» своих соотечественников. Эта «мужественность» лишает ее прав, которые имеют мужчины. Поведенческие стереотипы также часто имеют в Таиланде двойной стандарт.
Мужчина, если хочет и может себе позволить, имеет возможность взять себе миа ной, «побочную жену». Хотя юридически она и не является супругой (полигамия возможна до тех пор, пока не жалуется «первая» жена), но исполняет все ее функции. «Побочная жена» повышает статус мужчины и окружает его ореолом мужской силы. Законная жена в большинстве случаев будет терпеть все выходки мужа. Ей с детства вдолбили в голову, что мужчины «вообще все такие» и не могут долго жить с одной женщиной. Очень многие женщины вообще не знают ревности, по крайней мере, до тех пор, пока муж регулярно появляется дома и обеспечивает семью. Вспышки ревности со стороны женщины случаются редко. Но если уж случаются, то по-настоящему.
Известны случаи, когда ревнивая жена лишала мужа его мужских достоинств. И особенно впечатляет обычай в таких случай разрубать детородный орган на мелкие кусочки, чтобы врачи не могли его пришить.
Так что вторая семья мужчины, как правило, воспринимается как нечто «естественное». Женщина завести вторую семью не вправе. Если она позволит себе увлечение на стороне, то почти наверняка станет жертвой бешеного гнева мужа и, возможно, пополнит список жертв в криминальной хронике. То, что в глазах общества делает мужчину обаятельным шалунишкой-плейбоем, женщину превращает в дешевую потаскушку. «Такое» женщине не подобает. Двойной стандарт так глубоко проник в женскую психологию, что лишь немногие способны изменить. Они первые воспринимают измену как нечто «уродливое». С младых ногтей таиландские девушки учатся беречь «хорошую репутацию». Парадоксально, но таиландские мужчины не хотят иметь ничего общего с женщинами, которые ее потеряли.
Широко распространенная склонность таиландских мужчин к внесупружеским связям является основной причиной краха многих браков. Но поскольку, как уже было упомянуто, браки во многих случаях официально не регистрируют и люди просто расстаются без всяких чиновничьих санкций, то нет и надежной системы алиментов. Официально крайне низкое число разводов ни о чем не говорит.
Многие браки расстраиваются из-за мужской «одержимости молодостью». Таиландские мужчины явно предпочитают юных, 16-17-летних девушек, которые более отвечают их эстетическому вкусу, чем 40-летние супруги. То, что он сам уже не первой молодости, не играет (для него) никакой роли. Понятия «молодость» и «красота» в отношениях между полами имеют гораздо большее значение, чем, например, на Западе. 35-летний человек считается старым и «поношенным». О сексуальной и прочей активности тех, кому перевалило за эту планку, странно и думать.
Покинутым женам приходится нелегко, прежде всего с финансовой точки зрения. Суд редко принимает решение о выплате алиментов даже после официального развода. А если решение суда и было принято в пользу женщины, то государственные органы практически не следят за его исполнением. Следовательно, женщины остаются без средств к существованию, имея на своем иждивении детей, а, возможно, еще и родителей. Брошенные на произвол судьбы, многие женщины становятся мелкими предпринимателями, например продают с уличных лотков супы, сладости и прочие яства. Так что множество лотков с едой на таиландских улицах свидетельствует не только о гурманстве тайцев.
Многие женщины, которых жизнь заставила заняться бизнесом, поднимаются так высоко, что бросившие мужья могут позавидовать их благосостоянию. Финансовые успехи покинутой жены нередко возвращают мужчину в семью, и теперь уже требует он от нее материального обеспечения. Многие женщины не выдерживают прессинга и регулярно дают неверным мужьям деньги, которые те с радостью спускают со своими «побочными женами».
Не стоит удивляться поэтому, что многие девушки и молодые женщины изначально стремятся к самостоятельности. Кто же захочет зависеть от настроения плейбоя? Уровень женского образования сегодня не уступает мужскому, и женщин можно встретить на разных руководящих постах. Во многих учреждениях на этажах, где находятся кабинеты руководства, чаще встречаются женщины, чем мужчины. «Мужественность» их мужей заставляет женщин пробиваться, учиться, делает их сильнее мужчин. Свою внутреннюю силу они, однако, ловко скрывают под маской крайне важных качеств — очарования, грации и мягкости.
В 1926 году английский путешественник Р. Лё Мей писал: «Хотя мужчина (в Северном Таиланде), как и везде, считает себя хозяином и господином жизни, нельзя сказать, что женщина, если это только не кормящая мать, играет незначительную и подчиненную роль». Это утверждение в наши дни стало еще справедливее.
Разумеется, не все зло исходит от мужей, мужчинам не следует обижаться. Многие женщины реагируют на давящую их атмосферу доступными средствами и превращаются в вечно недовольных ворчуний и страшных деспотов. Страдают мужчины, которые, может быть, этого и не заслужили. Иные женщины используют свою привлекательность для того, чтобы полностью себя обеспечить, они требуют от мужчин подарков одного за другим, а в промежутках — деньги.
Если поток подарков истощается, они обращают свой интерес в другую сторону. И такое поведение — не что иное, как борьба против мужчины. Ведь нельзя исключить, что женщина в один прекрасный день будет заменена более молодой и красивой соперницей.
Автор: Райнер Крак — Эти поразительные таиландцы