Тхам бун: заслуги для реинкарнации

«Поскольку они твердо верят, что счастье в настоящей жизни есть не что иное, как награда за добродетели в прошлой жизни, и что добро, сделанное ими в этой жизни, при последующем появлении на земле отплатится им сторицей, они неустанны в своих стараниях добиться лучшей судьбы в следующем рождении. Выражение «тхам бун», или «делание добрых дел», не сходит у них с языка».
Никола Жервез, 1688 г.

В этом отношении со времен Никола Жервеза, конечно же, ничего не изменилось. Поскольку таец-буддист верит в реинкарнацию, обстоятельства которой зависят от его поступков в предшествующих воплощениях, он пытается обеспечить себе лучшую участь с помощью «добрых дел». Философия тхам бун («делание добрых дел») основывается непосредственно на теории кармы, т. е. на представлении о том, что добрые дела в этой жизни вознаграждаются в последующей благополучием и счастьем, а плохие, соответственно, — жалкой участью.

Эта всеобъемлющая философия выражается в повседневной жизни сегодня так же, как и столетия назад. Послушаем еще, что говорил Никола Жервез в конце XVII века:

«Религиозное рвение сиамцев чрезвычайно. Большинство доводит себя до разорения, строя храмы и статуи и украшая их. А те, у кого нет на это средств, возводят в пустынном месте небольшие лачуги из дерева или листьев. Они верят, что их бог считает, что ничто так не заслуживает награды, как служба ближнему. Они помогают бедным, навещают больных и строят приюты, приносящие большую пользу путешественникам, так как в целом королевстве нет ни единого постоялого двора; они же приносят воду, чтобы освежить путника. Женщины не менее ревностны в демонстрации своего благочестия, их главное внимание направлено на монахов. Они убеждены в том, что омыть их в праздник — большая заслуга. Но тверже всего они верят в пожертвования монахам. Монахи, к которым относятся с таким вниманием, не делают ничего, чтобы разубедить в этом людей, напротив, они проповедуют, что нет такого греха, который нельзя было бы искупить милостыней и что это безошибочный способ избежать ада. Поскольку простые и доверчивые умы всегда впечатляются примерами, монахи выдумывают сотни историй, нацеленных на то, чтобы убедить людей еще больше».

Похоже, что уже во времена Жервеза тхам бун был общепринятым ритуалом, соблюдение его объяснялось не столько искренним состраданием к ближним, сколько духовным торгом, что только и могло гарантировать личную выгоду, хотя бы и в будущей жизни. Сам Будда говорил о такого рода.«добрых делах» как о составной части благородного «восьмеричного пути», хотя и отмечает, что для принявших монашество важнее всего духовное самосовершенствование. Высокопочитаемый буддист бхикху Буддхадаса (1906-1993) из Чайи в Сураттхани, например, высоко ценил только медитацию, которая может вывести человека на путь истинно прочувствованного добра. Но из народной веры тхам бун не вытравить, он предписывает бесчисленные ежедневные поступки. Вот несколько примеров:

  • Одним из самых добродетельных поступков родителей будет отдача сына в монахи, пусть на какое-то время. Монашеская инициация (буат пхра) доставит родителям бун, что примерно означает «заслугу», или «добродетель» (от палийского пунна). Таиландские дети обязаны всю жизнь сохранять благодарность по отношению к своим родителям, поэтому многие юноши считают своим долгом предоставить родителям этот бун. Но немалая его часть перепадает и самому сыну, который в своей монашеской жизни духовно приближается к Будде.
  • Каждое утро, кроме трехмесячного поста сам пханса (июль-октябрь), монахи отправляются на сбор подаяний (бинтабат), и верующие наполняют их чаши (баты) угощениями. (Понятие бинтабат происходит от санскритского пинда пата — «бросить ком риса».) Этот своеобразный ежеутренний ритуал не является попрошайничеством. Напротив, монахи дают верующим возможность сделать добро, и те им за это искренне благодарны. Если понаблюдать за этим ритуалом, то можно увидеть, что именно подающие милостыню почтительно и робко подходят к собирателям. Те же принимают дары безмолвно и безучастно. (Известно, что некоторые монахи позже просто выбрасывают еду, которая им не по вкусу.)
  • Посетители монастырей облепляют статуи будд и почитаемых монахов тонкими золотыми листочками, что также является благим делом. Раньше целые цеха мастеров жили изготовлением таких золотых листочков, они селились, в частности, в Бангкоке на тханон Титхонг (улице Золотых дел мастеров) около вата Сутхат. Сегодня это целая индустрия. Больные прикладывают золотые листочки к той части статуе, которая у них болит. Эту процедуру особенно часто можно наблюдать у статуй луангпхо, т. е. статуй почитаемых монахов, которым приписывают особую духовную силу.
  • Даже животные дают верующим возможность делать добро. Перед многими монастырями сидят торговцы птицами или черепахами, продающие животных посетителям за пару батов. Покупатели их затем отпускают и, как водится, надеются заработать бун (плюсы в карму) за доброе дело. Черепах обычно выпускают в пруд на территории монастырского комплекса, птиц отпускают на волю тут же. При этом часто про себя молятся об исполнении желания — это «мгновенная карма», т. е. надежда, что доброе дело будет тут же вознаграждено. Часто после этого покупают лотерейные билеты, так как — да поможет нам Просветленный! — шансы на выигрыш увеличиваются.
    Заботой о животных, однако, это освобождение черепах и птиц назвать нельзя, так как большая их часть никогда не жила на свободе и обречена на скорую гибель. Таиландские общества защиты животных постоянно об этом говорят, как и о том, что этот обычай приносит лишь прибыль торговцам.
  • Для «развлечения» охранительных духов и божеств верующие жертвуют деньги на традиционные танцевальные представления. Их можно увидеть каждый день, например, у святилища Эраван и колонны Лакмыанг, обители духов, охраняющих город Бангкок. Для этого нанимается труппа музыкантов и танцоров, которые своим представлением должны умилостивить божества. В большинстве случаев речь идет о немедленном улучшении ситуации, например, в случае болезни, финансовых проблем и т. д. Перед важными святилищами непременно сидят всегда окруженные толпой продавцы билетов государственной лотереи, финансовому положению которых остается только позавидовать.
  • В «дни Будды» (ван пхра), которые выпадают несколько раз в месяц (это не государственные праздники), верующие не едят мяса. Если кому-то это непосильно, он съедает хотя бы одно вегетарианское блюдо. В «дни Будды» нельзя также забивать животных. Отказ от употребления столь любимого мяса и косвенно связанное с ним милосердное отношение к животным также должны помочь в следующей жизни. А еще лучше — в этой. Можно встретить немало расчетливых людей, которые несколько дней подряд питаются исключительно вегетарианской едой, чтобы потом, запасшись изрядным количеством бун, броситься к игральному столу. Кто-то скупает все лотерейные билеты на ближайшем лотке. Научно не доказано, дает ли недельная вегетарианская диета шансы на выигрыш. Но точно известно, что многие игроки оказываются за решеткой, так как азартные игры в Таиланде запрещены.
  • За тхам бун могут сойти и многие другие благие поступки -милостыня нищим, пожертвования на храм или в благотворительную организацию, дары (например, цветы, фрукты и т. п.) храмам, святилищам или помещениям, где обитают духи.

При помощи тхам бун таец пытается договориться с силами, определяющими его судьбу, и расположить их к себе. Верит ли человек в эффективность этой методы или нет, не так важно. Важно, что психологически это успокаивает. Ведь если человек уже записал себе в актив множество добрых дел, что может случиться? Если же что-то все-таки срывается, значит, он недостаточно соблюдал тхам бун. Тогда монахи на следующее утро получат в свой ват еще более вкусную еду, или человек еще на неделю сядет на беспощадную вегетарианскую диету.

Никола Жервез сообщает еще об одной методе тхам бун, которая и сегодня приветствуется в Таиланде. Первый министр короля в определенный момент посылал человека, который искал старые, больные деревья или деревья с обнаженными корнями. Если такие находились, то предпринималось все для их спасения. Эту мудрую форму тхам бун Жервез в своем «доэкологическом» невежестве назвал «смехотворной».

Автор: Райнер Крака — Эти поразительные таиландцы

Читайте так же:

Оставьте комментарий Facebook

Оставьте комментарий