Сопровождение к монахам и аджанам для желающих сделать магические татуировки Сак янт.

Колдовство, амулеты и суеверия: буддизм в простонародье

Буддизм в простонародье

«Пятнадцатое небо — это обитель благословенных. Здесь они наслаждаются блаженством, которое было бы совершенным, если бы не его ограниченность во времени. Оно может длиться 16 миллионов лет, но такой степени праведности достигают очень немногие. Каждый год в этот новый рай могут войти 16 076 000 человек».
Никола Жервез, 1688 г.

Буддизм, как считают тайские исследователи, начал распространяться на территории Таиланда в III в. до н. э. благодаря деятельности индийского правителя Ашоки, рассылавшего миссионеров. Здесь он столкнулся с целым рядом других религиозных верований. Южноиндийские брахманы принесли брахманизм — раннюю форму индуизма со множеством магических ритуалов. Брахманов приглашали ко двору и поручали им руководство важными церемониями. Их потомки и сегодня выполняют эти функции. Индийские купцы распространили индуизм по всей Юго-Восточной Азии, на таиландской земле его восприняли прежде всего мон-кхмерские народы. Но первоначальной и одной из древнейших религиозных форм был анимизм, до сих пор сохранившийся в Таиланде.

Различные верования, мирно сосуществуя с толерантным буддизмом, постепенно смешивались и образовывали своеобразную народную религию, в отличавшуюся обилием ритуалов. Но это означало и размывание изначального буддизма, основатель которого проповедовал внутреннее созерцание и медитацию, а не церемонии или поклонение идолам. Не исключено, что буддизм — в принципе, трезвая, рациональная и требующая умственных усилий религия, — получил такое распространение в Таиланде только потому, что смешался с местными ритуалами и суевериями.


Современный буддизм

Современный буддизм в Таиланде — это все те же смешанные народные верования, включающие в себя и серьезные поиски «собственного света внутри», как говорил Будда, и мешанину из ритуалов, имеющих анимистическое или брахманское происхождение.

Так, повседневной практикой является приобретение верующими у почитаемых монахов амулетов (кхрыанг ранг кхонг кхланг), якобы заряженных сакси, духовной, сверхъестественной энергией. В числе самых важных амулетов — небольшие изображения Будды, изготовленные из известняка и воды, их носят на шее. Многие монахи распространяют клик, деревянные изображения детородного органа всевозможных размеров, якобы предотвращающие несчастье и приносящие удачу. Некоторые владельцы магазинов для получения хорошей . прибыли выставляют клик на витрину и символически «кормят» его фруктами, или пхыак, клубневым овощем, который клик якобы особенно любит. В саду отеля «Хилтон» в Бангкоке стоит святилище, посвященное китайской богине Мэ Тхаптхим (что примерно значит «мать-гранат» или «мать-рубин») и состоящее из огромных вырезанных из дерева детородных органов. Здесь верующие молятся о защите и помощи и жертвуют маленькие деревянные фаллические символы. Особенно ревностно там следует молиться женщинам, мечтающим иметь детей.

В 1990 году настоящая «клик-мания» охватила на северо-восток Таиланда, самую отсталую часть страны. Здесь появилась странная болезнь — люди, в основном мужчины, по непонятным причинам умирали во сне. Многие увидели в этом заговор духов и пытались защититься, поставив где-нибудь в доме клик или надевая целые бусы из клик на пояс. Кроме того, некоторые мужчины переодевались в женские платья и красили ногти, что, по утверждению колдунов, гарантировало дополнительную защиту. Феномен неожиданной смерти во сне медики называют SUNDS (Sudden Unexplained Nocturnal DeathSyndrom). Поскольку об этом синдроме известно немного даже врачам, можно понять, почему население так устремилось к клик. И все же после того, как провинция Убонратчатхани оказалась прямо-таки «увешана» клик, местные власти сочли необходимым провести просветительскую кампанию «Помогает ли клик против SUNDS».


Храмовые магические татуировки Сак Янт

Охранное значение придается и татуировкам (сак). Многие мужчины наносят себе татуировки, считая, что они делают их неуязвимыми даже для ножа или пули. Татуировки делают опытные татуировщики (кхрусак), произнося при этом магические заклинания. (Слово «кхру» — учитель — этимологически связано с известным санскритским словом «гуру».)
Неуязвимым человека делает также леклай — маленький, считающийся волшебным, металлический шарик, который вводят под кожу, чаще всего на предплечье, где он образует небольшую шишку. Впрочем, этот талисман, вместо того чтобы охранять своего владельца, вызывает кожные заболевания.



Безопаснее сакхот — цветная или белая благословенная монахом крученая нить. Ее обвязывают вокруг запястья, чтобы оберечь себя от несчастий.
Но это далеко не все. В стране невероятное разнообразие амулетов на все случаи жизни. Рынки, где их продают (например, на территории вата Рачанадда в Бангкоке), — самые богатые и многолюдные. Знатоки покупают амулеты после долгих поисков и консультаций с опытными монахами.

По постановлению Совета сангхи монахам запрещено распространять амулеты. Монах, утверждающий, что он имеет сакси и может переносить его на амулеты, поступает вопреки буддийскому учению, осуждающему выставление напоказ духовной силы. Когда в 1989 году в связи с делом секты «Санти асок» пошли разговоры о том, что буддийские монахи распространяют амулеты, многие продавцы клик ушли в подполье. Одного известного монаха с северо-востока, особо прославившегося «заряженными» клик, разыскивали агенты сангхи и полицейские, и он вынужден был бежать.

Кроме амулетов и татуировок, особым сакси, по мнению тайцев, обладают святилища и храмы. Некоторые святилища посвящены индуистским или китайским божествам — Брахме, Вишну, Шиве или уже упомянутой Мэ Тхаптхим. Одно из самых известных — святилище Эраван в Бангкоке, оно славится тем, что там якобы исполняются все просьбы молящихся. Проходящие мимо святилища складывают руки в почтительном вай, традиционном таиландском приветствии. То же самое делают и многие водители автобусов и легковых автомобилей, на несколько секунд бросая руль на произвол судьбы.


Китайские традиции

Во многих китайских храмах справляют храмовые празднества. На ритуалах, посвященных богине Мэ Тхаптхим, медиумы в состоянии транса ходят по раскаленным углям, мечами протыкают себе щеки и языки и взбираются по лестницам, ступени которых состоят из острейших ножей. Верующие убеждены, что их охраняет сакси богини, который, правда, иногда дает сбои. Уже бывали случаи падения с лестниц с высоты 30 метров и тяжелые повреждения ступней. Когда в 1989 году в вате Синг в Бангкоке с огромной высоты упала девочка-медиум, верующие сначала собрались вокруг нее и молились богине, которая, по их представлениям, находилась в девочке. Только через четверть часа кому-то пришла в голову мысль вызвать «скорую помощь».

В китайских храмах бросаются в глаза пестрые конические башни, где таиландские китайцы сжигают жертвенные дары предкам — имитации денежных купюр, деревянные дома, деревянные модели машин (предпочтительнее всего «мерседесы») — любые предметы, которые могут понадобиться мертвым. Жертвы задабривают предков, и они в свою очередь из загробного мира заботятся о счастье и благополучии живых потомков. Непочтительное же отношение к предкам обязательно принесет несчастье. Если судить по благосостоянию китайского меньшинства в Таиланде, то нетрудно поверить в эффективность жертвенных даров.



Список «небуддийских» ритуалов, связанных с богами, духами и предками, мог бы заполнить множество страниц. Сотнями способов таец пытается договориться с окружающими его невидимыми силами и расположить их к себе. Почтение, с которым он относится к миру духов, во многом объясняется страхом, что их сила в случае пренебрежения или невнимания может вызвать в его жизни катастрофические последствия. Трепет перед духами выражается и в бесчисленных нангпхи — фильмах о духах, причем такого ужасного облика, что они могут вызвать у тайцев страшные сны, европейца же скорее заставят улыбнуться. Фильмы о духах наряду с мелодраматическими мыльными операми -самые популярные киноленты в Таиланде.

Духи есть везде. Из страха перед ними многие тайцы боятся ночевать в отелях или чужих домах. Почти в каждом жилище есть так называемый домик для духов (сан пхрап-хум), предоставляемый в распоряжение духов, обитавших здесь до того, как был построен жилой дом. При устройстве этих домиков необходимо соблюдать строжайшие правила, их нарушение может привести к большому несчастью. В домики для духов регулярно кладут дары, которые должны умилостивить их обитателей: рис, фрукты, сладости. Эти жилища духов имеют самые разнообразные формы. Бывают маленькие, похожие на скворечники с шиферной крышей, а встречаются и роскошные, осыпанные цветами святилища при банках или универмагах, иногда крупнее человеческого жилища. Стоит обратить внимание, например, на два гигантских «дома духов» в Мировом торговом центре в Бангкоке, один из которых посвящен индуистскому слоноголовому божеству Ганеше. Словом, вариантов домиков для духов столько же, сколько и человеческих жилищ, ибо щедрость по отношению к духам — это и вопрос денег.

Домики для духов возле банков и универмагов — великолепная иллюстрация того, насколько тесно в Таиланде традиционные верования вплетены в современную жизнь. Европейцам трудно это себе представить, для тайцев же одно и вовсе не исключает другого. В конце концов, ведь духи помогают банкам процветать, а универмагам — делать оборот.
Не брезгует сверхъестественной помощью и компания «Thai Airways lnternationai», в отношении безопасности ничуть не уступающая западным авиакомпаниям. Новые самолеты торжественно освящают наиболее высокочтимые монахи. Церемония назначается тогда, когда ожидается наиболее благоприятное расположение звезд. Ведет ее нечетное количество монахов, так как четные числа накликают беду. Четное количество монахов можно встретить только на похоронах, так как с покойным уже ничего не может случиться.
Древний обряд освящения совершается и при открытии фабрик и магазинов, и даже молодые, динамичные, ориентированные на Запад предприниматели не отказываются от него. Отчасти, конечно, по привычке, потому что этого ожидают от них окружающие, но и из соображений безопасности — ведь никто не доказал, что духов не существует, зачем же рисковать?

Как и во всем мире, в Таиланде под тонким слоем современности скрывается консерватизм. Так что не стоит сильно удивляться, если молодая девушка в джинсах и свободной рубашке приносит к Лакмыангу (городской колонне) лоснящуюся жиром свиную голову — ведь городские духи Бангкока их особенно любят.

Автор: Райнер Крака — Эти поразительные таиландцы

Читайте так же:

Оставьте комментарий Facebook

Оставьте комментарий