Есть — хорошо, нет — ну и ладно. Тайцы и деньги

«…Они так боятся лишиться того немногого, что имеют, что скорее зароют все в землю и умрут, не сказав детям о тайнике, чем хотя бы на секунду подвергнутся риску потерять добро».
Никола Жервез, 1688 г.

Как и следовало ожидать от жизнерадостных тайцев, всеобъемлющая таиландская философия удовольствия — санук определяет и отношение к деньгам. Деньги в первую очередь являются средством «хорошо провести время».

Очень часто деньги расходуют быстрее, чем зарабатывают, и уже с середины месяца в семейном бюджете зияют страшные дыры. Их, конечно, нужно залатывать, и некоторые отправляются к ростовщику, в ломбард или игорный притон. В долгосрочной перспективе такими способами нехватку устранить, разумеется, нельзя, и должник еще глубже увязает в долгах. Но таец слишком жизнелюбив и в состоянии пережить тяжелые времена без психологических потерь. В конце концов, в жизни все время чередуются светлые и темные полосы, а глубоко сидящее буддийское хладнокровие помогает их пережить.

Деньги, конечно, прежде всего нужно заработать. В XVII веке Никола Жервез в своей «Естественной и политической истории Сиамского королевства» писал об этом не слишком лестно для тайцев: «Залежи цинка, железа, селитры, хлопок, шелк, благовония, которыми изобилует королевство, могли бы сделать из него одну из богатейших стран и в Западной, и в Восточной Индии, если бы попали в руки людей, сумевших ими воспользоваться и более склонных к работе». И далее: «Но недостаток усилий приводит к тому, что живут они бедно».

Сегодня, когда средний доход на душу населения в год достигает почти 2000 долларов в год, Таиланд вообще-то нельзя назвать бедным. Для сравнения, в Индии эта цифра составляет 360 долларов, в Непале — всего 180. В начале 1990-х годов некоторые экономисты причисляли Таиланд к достаточно динамично развивающимся странам. Но в 1997 году Таиланд стал одной из первых жертв общеазиатского экономического кризиса, и это затормозило его бурное развитие. Тайцы стали жертвой собственного успеха. В погоне за прибылью они брали огромные кредиты, в основном за границей, а когда плохо продуманные инвестиции не принесли желаемых результатов, карточный домик рассыпался. Но даже после этого дела в Таиланде обстоят лучше, чем в большинстве других стран Азии.

Однако своими успехами таиландская экономика обязана не столько этническим тайцам, сколько китайскому меньшинству, которое держит в своих руках почти всю банковскую систему и промышленность. Тайцы редко стремятся к высоким постам и довольствуются положением наемного рабочего. Впрочем, они исполняют свои обязанности с должным усердием и добросовестностью (в этом отношении со времен Жервеза все-таки кое-что изменилось), например, они ч удовольствием покупают ноутбук dell, который помогает им  в их повседневной жизни. Но желание брать на себя ответственность они не испытывают. К этому куда лучше приспособлены умеющие долгосрочно планировать и хладнокровно считать китайцы.

Китайцы покидают свою родину, движимые твердым намерением добиться успеха на чужбине. Их экономические успехи в Бангкоке, Куала-Лумпуре, Сингапуре и Гонконге говорят сами за себя. За последние два века, прежде всего в XIX столетии, в Таиланд переселилось множество китайцев. После образования Китайской Народной Республики в 1949 году волна эмиграции замерла. В последние годы опять стали появляться в основном нелегальные иммигранты, в частности девушки, зарабатывающие на панели.

Итак, тайцев не тянет на руководящие посты. В то же время они любят хорошую жизнь, а она стоит денег. Неудивительно поэтому, что многие тайцы всю жизнь мечтают о крупном выигрыше в лотерею. Ведь это идеальный вариант — много денег, и не нужно надрываться. Лотки продавцов лотерейных билетов всегда окружены искателями счастья, и тот, кто не может найти себе другую работу, слоняется по улицам с пачкой лотерейных билетов. Покупатель найдется всегда.

Но, к сожалению, чаще всего выиграть не удается, и деньги приходится искать в другом месте. Многие тайцы становятся постоянными клиентами бесчисленных ломбардов, частично частных (в основном принадлежащих китайцам), частично — государственных. Частные ломбарды существуют от века (точнее, с тех пор, как появились должники), а государственные были учреждены в 1955 году Государственным департаментом благосостояния. Ломбард можно узнать по бамбуковым жалюзи перед входом, прикрывающим должника от нескромных взглядов.

Большинство клиентов ломбардов составляют тайцы из нижних и средних социальных слоев, которым не всегда удается сводить концы с концами. Ломбардные «эпидемии» вспыхивают в начале учебного года в школах (май-июнь), так как нужно покупать новые учебники и школьную форму, платить за обучение. В ломбард могут привести и другие события, связанные с большими расходами, — свадьбы, болезни, похороны и т. д. Нельзя забывать и об игорной страсти тайцев, которая, вместо того чтобы положить конец финансовым проблемам, как правило, еще глубже затягивает в пропасть.

Завзятые игроки также становятся постоянными клиентами ломбардов. Чаще всего в ломбард закладывают золотые изделия (80%), украшения, часы, телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры и фотоаппараты. В государственных ломбардах действуют фиксированные высшие ставки на каждую вещь. Частные бессовестно торгуются. В конечном счете они получают неплохие проценты.

Не лучше идут дела и у тех, кто пользуется услугами ростовщиков. Ростовщики, в основном индусы, хотя встречаются и китайцы, ссужают деньги, как правило, под 20 процентов в месяц и затягивают должника в пропасть. (Ростовщики оправдывают такие высокие проценты тем, что пятая часть должников бесследно исчезает и потери нужно как-то компенсировать.) Друзья также очень часто одалживают друг у друга, и иногда создается впечатление, что ни у одного тайца нет денег, но каждый знает, где можно занять. Широко распространена покупка машин, мотоциклов, холодильников или телевизоров в рассрочку. Когда грянул кризис конца 1990-х годов, многие вынуждены были вернуть машину или дом, так как не могли выплачивать проценты. (Положительным побочным эффектом стало то, что на улицах Бангкока исчезли пробки.)

Стремление тайцев к красивой жизни превратило их в образцовое общество потребления, и иностранные концерны прекрасно чувствуют себя в Таиланде. Что может быть лучше клиента, который тратит все, что зарабатывает?

Самый ненадежный способ зарабатывания денег — азартные игры. Об этой страсти тайцев мы уже говорили. Официально азартные игры запрещены, буддизм также строго запрещает их. Но тем не менее играют в тысячах квартир и тайных притонов. Оборот последних достигает миллионов батов (часто за одну ночь), ведь туда ходят вовсе не одни бедняки. В своей игорной страсти тайцы демонстрируют невероятную изобретательность, азартных игр у них бесконечное количество. Например, вот такая: игрок должен угадать число семян дуриана в руке партнера. Или же деньги ставили на определенную букву в «буквенной лотерее». Каждый раз перед началом очередного футбольного чемпионата полиция предупреждает о том, что пари запрещены, однако увещевания пользы не приносят. По всей стране во время чемпионатов делаются ставки на миллиарды батов. Даже важные игры английской или немецкой лиг, транслируемые по таиландскому телевидению, привлекают спорщиков.

Крупные выигрыши, как правило, остаются мечтой, на неудачах зарабатывают другие. В игорных притонах часто сидят китайские ростовщики с чемоданами денег. V них отчаявшийся игрок способен заложить золото, часы и даже «Мерседес», предусмотрительно припаркованный в нескольких кварталах.

Читая эти страницы, кое-кто наверняка утратит иллюзию, будто тайцы и вообще жители стран «третьего мира» обладают иммунитетом против западной меркантильности, они руководствуются лишь благородными идеалами, но никак не соображениями финансовой выгоды. Такого места, вероятно, на свете сегодня уже не существует. Это утопия.

Сегодня тайцы, как, вероятно, и все другие народы, служат меркантилизму. По количеству денег или имущества судят о достоинствах человека. Жадность, как жалуются старые монахи, вытеснила человечность и готовность помочь. Причины утраты старых ценностей можно найти в истории Таиланда. До короля Монгкута (правил 1851-1868) таиландская культура развивалась без какого бы то ни было влияния извне. Контакты с Европой ограничивались торговлей и практически не сказывались на образе жизни. Европейцев ценили не очень высоко. С красными лицами и странным цветом волос они казались тайцам няк, страшными и опасными чудовищами, персонажами таиландских сказок. А нередкая грубость белых, возраставшая с потреблением алкоголя, внушала чувствительным тайцам откровенный ужас. Большинство европейцев, оказывавшихся в то время на Востоке, не были представителями высшего общества, чаще это были отъявленные авантюристы. Единственным, что показалось тайцам достойным изумления в этих существах, были их технические достижения, особенно в военном искусстве. А в остальном европейцам завидовать было нечего.

Переворот произошел в эпоху короля Монгкута. До вступления на трон он 27 лет провел в монашестве и использовал это время для получения образования, сделавшись специалистом во многих дисциплинах. Во время обучения он обнаружил, что многие европейские качества могут оказаться полезными и для Таиланда. Так начался процесс европеизации страны, усилившийся при его сыне короле Чулалонгконе (правил 1868-1910). Чулалонгкон лично объехал многие европейские страны и задумал перестроить Таиланд по их образцу. Если европейцам с их образом жизни удалось достичь такого благосостояния, думал Чулалонгкон, то он не может быть неправильным. Его же страна страдала от бедности и частых эпидемий. При Чулалонгконе в Таиланде началась социальная и техническая революция. Король дошел до того, что предписывал тайцам носить европейскую одежду и прически. Принятая тогда таиландская дамская прическа — коротко стриженная по-мужски голова — после посещений Европы показалась Чулалонгкону уродливой, варварской. Употребление бетеля стало предосудительным, так как от него зубы приобретают неприятный темно-красный цвет. Раньше это считалось красивым.

Вследствие реформ, предпринятых королем, страна пережила радикальную ломку всех устоев, культурные последствия которой тогда трудно было предвидеть. Верхушка страны отправляла сыновей учиться в Европу, где они старались подражать английским джентльменам. Психика же простых людей подверглась настоящей ломке. Старые ценности в кратчайшие сроки были заменены новыми. Но культура складывается в результате длительного процесса развития, ее нельзя поменять как рубашку. В результате такой шоковой терапии возник вакуум. Тайцы стали «культурными сиротами». И в возникшую пустоту ворвалась страсть к материальному.

Этот меркантилизм объясняется еще одним обстоятельством. Элита изучала в Европе науки и технику, но не философию, на которой они базировались и которая могла сформировать тормозящие и руководящие морально-этические принципы. Результатом стал меркантилизм чистой воды.

Он оказывает сегодня гигантское воздействие на Таиланд и лишь в малой степени сдерживается буддизмом. Впрочем, и сам буддизм под напором меркантилизма начинает терять свое значение, особенно в городах и прежде всего в Бангкоке. Меркантилизм проник и внутрь традиционной религии, о чем свидетельствуют бесконечные финансовые скандалы, в которых замешаны монахи, обогатившиеся на пару миллионов батов. В 1999 году только и говорили, что о монахах монастыря Дхаммакая в Нонтхабури недалеко от Бангкока, обещавших своим сторонникам спасение души за пожертвования свыше 10 ООО батов. В центре монастыря стояла огромная статуя Будды из чистого золота — чем не танец вокруг золотого тельца?

Деньги во многих случаях стали в таиландском обществе мерой всех вещей. Только этим можно объяснить, что родители за пару тысяч батов продают своих дочерей в бордель (см. раздел «Проституция»), чтобы на вырученные деньги купить холодильник, телевизор или мопед. Исследования, проведенные на северо-востоке страны, показали, что полученные деньги нижние слои общества не вкладывают в собственное будущее (например, в образование детей, в ценные бумаги и т. д.), а немедленно тратят на приобретение предметов потребления. Иной раз жажда потребления приводит к странным последствиям. На севере Таиланда бывали случаи, когда родители отдавали единственного сына в монахи, что им, согласно таиландской философии «делания добрых дел», обещало в следующей жизни несколько дополнительных очков. В следующей жизни желательно было получить «Мерседес» и крупный банковский счет. Но поскольку отсутствие единственного сына сказывалось в домашнем хозяйстве, то родителям приходилось нанимать работника. Для этого не хватало денег, и дочь отправляли в публичный дом. Дочь, таким образом, должна была отвечать за жадность своих родителей, хотела она того или нет.

Коли уж деньги есть, их надо показать. Умеренность и скромность сохранились только в среде старой аристократии. Все остальные деньги демонстрируют всеми способами, и отполированные «Мерседесы» и «БМВ» (в Таиланде из-за высоких таможенных пошлин они стоят вдвое дороже, чем в стране-производительнице) являются самыми желанными символами статуса. А кто хочет отличиться от массы «обычных» владельцев «Мерседесов», покрывает хромированные детали своей машины позолотой.

Кому и этого недостаточно, тот заводит себе одну или несколько миа ной («маленькую жену»), т. е. «побочных жен». Официально брак при этом не регистрируется, и на Западе это, вероятно, сочли бы предосудительным. Но в Таиланде законная жена {миа луанг, или «главная жена») чаще всего смиряется с существованием миа ной. Миа ной уже столетия повышают социальный статус мужчины. Раньше тайские короли и принцы содержали такие гаремы, что иные арабские шейхи побледнели бы от зависти. Король Чулалонгкон, например, несмотря на его увлечение западным образом жизни, имел 92 жен, живших в строгой изоляции. Сегодня богатый предприниматель селит свою вторую жену в отдельной квартире, подальше от «главной». Лучше не рисковать — ревность хотя и нечасто, но все же встречается.

Вторая жена повышает авторитет состоятельного мужчины. Сама она получает за это относительную, хотя часто и временную, финансовую независимость. Поэтому понятно, что многие молодые девушки из бедных необразованных слоев довольствуются таким положением. Возникает симбиоз, при котором каждая из сторон получает то, что ищет: он дает ей деньги, она ему — статус.


Вопросы на денежную тему: как среагирует таец?

(Правильные ответы см. ниже)

  1. Предположим, вы, иностранный турист, встречаетесь с тайцем и договариваетесь на следующий вечер вместе пойти на дискотеку, куда вам давно хотелось. В ходе дальнейшей беседы ваш собеседник спрашивает, можно ли ему привести с собой еще нескольких друзей. «Конечно, — говорите вы. — Не вопрос. Приводи». На следующий вечер вы, как договорились, встречаетесь у дискотеки. Что произойдет у кассы?
    а) Поскольку вы гость в Таиланде, то вас приглашают и оплачивают ваш входной билет.
    б) От вас, как от богатого фаранга, ожидают, что вы заплатите за всех. Когда вы передаете кассирше банкноту в 100 батов, чтобы оплатить только свой билет, ваши спутники дают вам понять, что билеты на всех стоят 500 батов и показывают, как выглядит банкнота.
    в) Каждый платит за себя.
  2. Вы на уличном рынке торгуетесь за поддельные часы всемирно известной марки, поскольку в Таиланде они очень дешевы. Вы слышали, что в Азии надо торговаться, и спускаете цену так низко, как, может быть, не посмеет ни один таец. V продавца выступает пот, но он уступает вам часы за вашу цену. Безмолвно он упаковывает проданные часы в шкатулку. Что он о вас думает?
    а) Считает вас скупердяем, который удавится за копейку.
    б) Восхищается вашим невероятным умением торговаться и в конце концов похлопывает вас по плечу.
    в) Взрывается и дает понять, что вам лучше убраться, пока цел.
  3. Вы иностранный предприниматель и наняли в свою фирму много тайцев. В середине месяца к вам подходит добросовестный рабочий и просит аванс. Как это принято среди тайцев, он очень вежлив. Но вы не хотите мириться с таким попрошайничеством и так же вежливо, но твердо отказываете. Как поведет себя рабочий?
    а) Одолжит деньги в другом месте, причем на пару тысяч батов больше. На них он наймет киллера, который застрелит вас при выходе из конторы.
    б) Он без вопросов возвращается на свое рабочее место и начинает работать вдвое прилежнее, чтобы следующие просьбы об авансе увенчались успехом.
    в) Он вернется на свое рабочее место, но в ближайшие шесть недель пальцем о палец не ударит, саботируя работу, насколько это возможно.
  4. Вы иностранный турист и встречаетесь с таиландкой. Любовь с первого взгляда. После долгих ухаживаний и нескольких поездок в Таиланд вы решаете жениться. Ваша будущая жена, как требует таиландская традиция, везет вас к своим родителям, где вы формально должны попросить ее руки. Какие финансовые договоренности должны воспоследовать?
    а) Родители выплачивают вам богатое приданое, которое они копили в течение многих лет. Поскольку вы иностранец и привыкли к комфорту, приданое увеличивается.
    б) Ваши тесть и теща связываются с вашими родителями и выплачивают им своего рода «выкуп», поскольку те долго платили за ваше образование.
    в) От вас требуют «выкуп» для уплаты родителям. Поскольку вы иностранец, требования повышаются.
  5. Вы любознательный путешественник, стремящийся узнать как можно больше о стране и ее обитателях. Вы задаете новым знакомым всевозможные вопросы, ведь хочется копнуть поглубже. Разумеется, вы спрашиваете собеседника и о его доходах. Вы слышали, что средний доход тайца составляет примерно 5000 батов. Как среагирует собеседник на вопрос?
    а) Вам ясно дают понять, что лучше бы вы занимались своими делами, и обрывают разговор.
    б) Вам четко отвечают на вопрос о заработке и тут же спрашивают о вашем.
    в) Собеседник начинает рассказывать, что он только что потерял работу, а в довершение всех бед заболела бабушка. После подробного рассказа вас просят о небольшом вспоможении.
  6. Вы живете в дорогой гостинице, номер в которой стоит, скажем, 2000 батов в сутки. Администратор говорит вам, что в гостинице можно взять напрокат машину с шофером или без. Вы вежливо благодарите за информацию, но спрашиваете, где можно взять напрокат велосипед, так как вы хотели в этом отпуске побольше подвигаться. Что подумает о вас администратор?
    а) В глазах администратора вы скупердяй, который, скорее всего, выиграл отпуск в лотерею.
    б) Администратор восхитится вашей спортивной формой и сделает вам комплимент.
    в) Администратор позвонит своему зятю, у которого, как он знает, есть велосипед. Велосипед этот барахло, но после нескольких попыток вам найдут колымагу — бесплатно.


Правильные ответы

16) Щедрость в Таиланде ценится очень высоко, и при совместных мероприятиях — посещении ресторана, дискотеки, баров и т. д., — как правило, находится кто-нибудь, кто готов заплатить за всех. Поскольку вы как фаранг автоматически считаетесь богатым и, следовательно, щедрым, от вас будут ожидать оплаты счета. Принятая на Западе плата «каждый за себя» (ответ Зв) считается мелочностью.

2а) Даже торгуясь, тайцы не увлекаются, поскольку слишком ожесточенная торговля подведет к выводу о скудном бюджете. А «бедным» выглядеть никто не хочет. Если же вы, как якобы состоятельный европеец, начнете торговаться за каждую копейку, вас сочтут не только жадным (кхиньёу), но и жестоким (тяйдам — буквально «темносердечный»).

Зв) Отклонение просьбы об авансе наверняка не улучшит рабочей атмосферы. Рабочий, просьбу которого вы отклонили, затаит на вас долгую, а возможно, и непримиримую обиду. Она может вылиться и в агрессивные поступки, так что ответ а) нельзя исключать безоговорочно. Умный предприниматель среагирует с типично азиатской необязательностью. Примерно так: «Ну что ж, посмотрим, вполне возможно, зайди через пару дней, как, кстати, дела у твоей жены» и т. д. Можно надеяться, что в ближайшие дни рабочий займет денег в другом месте и ситуация элегантно разрешится.

4в) Перед свадьбой принято, чтобы жених просил у родителей руки невесты, которые при этом назначают своего рода «выкуп». Это считается «компенсацией» за расходы по воспитанию дочери. Кроме того, эти деньги являются небольшой финансовой страховкой для дочери, которая, как показывает опыт, не всегда может рассчитывать на пожизненную верность своего супруга. Покинутых жен сотни тысяч, если не миллионы.

56) Вопрос о заработке не считается неприличным, как на Западе, это вполне законный способ оценить статус собеседника и соответственно подладиться к нему. V тайцев нет друг от друга секретов. При общении с иностранцем играет роль еще некоторая зависть, человеку хочется узнать, сколько вообще зарабатывает европеец, действительно ли он так богат, как говорят.

6а) Человек, который снимает номер за 2000 батов и ездит на велосипеде? Такое тайцу не объяснить никакой спортивной формой и желанием больше подвигаться, нет, этот человек наверняка скупердяй. Состоятельный таец сохранил бы «лицо» и осмотрел бы машину с кондиционером. А если бы его застукали на велосипеде, решили бы, что он на грани банкротства или сошел с ума.

Автор: Райнер Крака — Эти поразительные таиландцы

Читайте так же:

Оставьте комментарий Facebook

Оставьте комментарий